Актуальное
25.02.2019
Физика бойся метафизики
Для беседы тему «Современная наука и метафизика: возврат к истокам?» 20 февраля 2019 г. БГУИР посетил преподаватель богословского факультета БГУ игумен Ермоген (Панасюк). В БГУ будущим богословам игумен Ермоген преподает предмет «История формирования современной картины мира», где вопрос развития науки играет важную роль. В процессе беседы ставилась задача охарактеризовать современную науку и соотнести её с таким понятием как метафизика.
Возникновение самого понятия метафизика - представляет из себя исторический курьез. Переписчик трудов Аристотеля, озаглавил таким образом один из трактатов великого греческого философа, который попросту располагался сразу за трактатом по физике. Слово «метафизика» дословно означает «за физикой», т.е. за пределами физики. В этом трактате речь шла о фундаментальных основах бытия. Аристотель, как и вся Античность в целом не разделяет естествознания от философии, поэтому в «метафизике» он рассуждает о предметах, которые являются как бы смысловыми скрепами нашего бытия, обобщают ту реальность, которую мы видим во внешнем мире. Такой же подход сохраняется и в Средневековье, где представления о функционировании естественного мира были непосредственно связаны с богословскими понятиями. Однако к концу Средневековья то, что считалось неразрывно связанным (т.е. Бог и Его творения) начинают разделять. Появляется идея «двойной истины», её сторонники утверждают, что надо разделять истины христианства, в которые можно только верить, и те данные о природе, которые можно обосновать при помощи человеческого разума. Это был первый шаг к разводу между «физикой и метафизикой». Естественно, что в дальнейшем этот разрыв стал ещё более глубоким. Начиная с XVI-XVII вв. начинают утверждать, что никакой метафизики (никаких сверхчувственных представлений) для объяснения природных закономерностей не нужно, достаточно только ставить эксперименты и с помощью математики обобщать полученные результаты, приходя таким образом к определенным закономерностям. В таком направлении можно видеть развитие принципа «бритвы Оккама», утверждающего, что не следует «умножать сущностей без крайней необходимости», т.е. что не следует привлекать метафизических понятий к объяснению того, что можно объяснить более простыми «земными» понятиями.
Тем не менее историческим фактом является то, что творцы новоевропейской науки (Бекон, Декарт, Ньютон и др.) были верующими людьми, все они в той или иной мере занимались метафизикой (т.е. исповедовали то или иное представление о сверхчувственной реальности - о Боге) и тем не менее это не мешало им активно развивать науку, базируясь на эксперименте и математике. Но уже в XVIII-XIX вв. научный мир в лице французских просветителей стремится полностью отказаться от метафизических понятий. Известен исторический случай, когда С. Лаплас, представляя Наполеону свой научных трактат в ответ на вопрос императора почему в книге нигде не упомянуто о Боге сказал: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе». Развиваясь в этом направлении ближе к концу XIX в. возникает наука в современном её понимании, как нечто отдельное от философии и богословия. Однако, хотя и произошло отделение науки от метафизики, тем не менее незаметно для самой себя науке начинает базировать на новой метафизике, которая называется материалистической («свято место пусто не бывает»). Ученые начинают относится к своей деятельности, как к тому, что вытекает из материалистической картины мира и, что, в конечном итоге, подтверждает её. Уже в XIX-XX вв. ученые философы и физики (в частности Эрнст Мах и Пьер Дюгем), заметив такое взаимоотношение между наукой и метафизикой начинают утверждать, что наука не должна исповедовать никакое мировоззрение. В этом смысле неверной является постановка вопроса, когда на экзамене по философии просят сравнить научное и религиозное мировоззрение, или научное и мифологическое мировоззрение, поскольку наука ещё несколько веков назад, самим ходом своего развития исключила метафизические представления из круга, рассматриваемых ею понятий. В подтверждении этому можно привести фразу, которую приписывают Ньютону: «Физика бойся метафизики». Развивая эту мысль Мах и Дюгем утверждали, что основная задача науки не объяснить этот мир, а скорее его описать.
Чем же объяснить тогда столь высокий авторитет науки в общественном сознании, если её роль столь скромна, что она не может объяснить явлений, а лишь дает удобное описание закономерностей? Игумен Ермоген отвечает: «Авторитет науки объясняется тем, что с помощью неё было создано много технологий, которые весьма впечатляют своими эффектами. Человек с помощью науки и техники значительно расширил свои возможности». Однако из того, что наука позволяет нам управлять действительностью не следует того, что наука верно описывает саму реальность. Это подтверждается тем, что в науке часто одна теория сменяет другую, причем иногда коренным образом. И ни в одном из направлений науки мы не можем быть уверены, что достигли истины «в последней инстанции».
Кроме указанных вопросов в беседе было затронуто много и других интересных тем, связанных уже с современным состоянием науки, которое отличается плюрализмом мнений. Среди современных ученых есть и такие, которые вполне уверены, что первоосновой бытия выступает именно информация ("it from bit"). Другие уверены в существовании бесконечного числа вселенных (хотя это не поддается чувственной проверке). Иные же начиная с материалистических представлений о том, что все в мире (в том числе и человеческое сознание) может быть смоделировано на компьютере приходят к идее о том, что вся наша цивилизация - продукт более высших существ и всерьез занимаются поиском «багов» в нашей реальности. Именно в этом и заключается парадокс современной науки, что, отказавшись от понятий метафизики, она опять возвращается к ним, только на новом витке своего развития. И скорее всего этом можно объяснить тем, что делают науку живые люди. А в живом человеке неистребимой является жажда не просто внешнего описания явления, но постижение его внутреннего смысла.
Совет молодых ученых выражает игумену Ермогену свою благодарность и надеется на новые интересные встречи.
Возникновение самого понятия метафизика - представляет из себя исторический курьез. Переписчик трудов Аристотеля, озаглавил таким образом один из трактатов великого греческого философа, который попросту располагался сразу за трактатом по физике. Слово «метафизика» дословно означает «за физикой», т.е. за пределами физики. В этом трактате речь шла о фундаментальных основах бытия. Аристотель, как и вся Античность в целом не разделяет естествознания от философии, поэтому в «метафизике» он рассуждает о предметах, которые являются как бы смысловыми скрепами нашего бытия, обобщают ту реальность, которую мы видим во внешнем мире. Такой же подход сохраняется и в Средневековье, где представления о функционировании естественного мира были непосредственно связаны с богословскими понятиями. Однако к концу Средневековья то, что считалось неразрывно связанным (т.е. Бог и Его творения) начинают разделять. Появляется идея «двойной истины», её сторонники утверждают, что надо разделять истины христианства, в которые можно только верить, и те данные о природе, которые можно обосновать при помощи человеческого разума. Это был первый шаг к разводу между «физикой и метафизикой». Естественно, что в дальнейшем этот разрыв стал ещё более глубоким. Начиная с XVI-XVII вв. начинают утверждать, что никакой метафизики (никаких сверхчувственных представлений) для объяснения природных закономерностей не нужно, достаточно только ставить эксперименты и с помощью математики обобщать полученные результаты, приходя таким образом к определенным закономерностям. В таком направлении можно видеть развитие принципа «бритвы Оккама», утверждающего, что не следует «умножать сущностей без крайней необходимости», т.е. что не следует привлекать метафизических понятий к объяснению того, что можно объяснить более простыми «земными» понятиями.
Тем не менее историческим фактом является то, что творцы новоевропейской науки (Бекон, Декарт, Ньютон и др.) были верующими людьми, все они в той или иной мере занимались метафизикой (т.е. исповедовали то или иное представление о сверхчувственной реальности - о Боге) и тем не менее это не мешало им активно развивать науку, базируясь на эксперименте и математике. Но уже в XVIII-XIX вв. научный мир в лице французских просветителей стремится полностью отказаться от метафизических понятий. Известен исторический случай, когда С. Лаплас, представляя Наполеону свой научных трактат в ответ на вопрос императора почему в книге нигде не упомянуто о Боге сказал: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе». Развиваясь в этом направлении ближе к концу XIX в. возникает наука в современном её понимании, как нечто отдельное от философии и богословия. Однако, хотя и произошло отделение науки от метафизики, тем не менее незаметно для самой себя науке начинает базировать на новой метафизике, которая называется материалистической («свято место пусто не бывает»). Ученые начинают относится к своей деятельности, как к тому, что вытекает из материалистической картины мира и, что, в конечном итоге, подтверждает её. Уже в XIX-XX вв. ученые философы и физики (в частности Эрнст Мах и Пьер Дюгем), заметив такое взаимоотношение между наукой и метафизикой начинают утверждать, что наука не должна исповедовать никакое мировоззрение. В этом смысле неверной является постановка вопроса, когда на экзамене по философии просят сравнить научное и религиозное мировоззрение, или научное и мифологическое мировоззрение, поскольку наука ещё несколько веков назад, самим ходом своего развития исключила метафизические представления из круга, рассматриваемых ею понятий. В подтверждении этому можно привести фразу, которую приписывают Ньютону: «Физика бойся метафизики». Развивая эту мысль Мах и Дюгем утверждали, что основная задача науки не объяснить этот мир, а скорее его описать.
Чем же объяснить тогда столь высокий авторитет науки в общественном сознании, если её роль столь скромна, что она не может объяснить явлений, а лишь дает удобное описание закономерностей? Игумен Ермоген отвечает: «Авторитет науки объясняется тем, что с помощью неё было создано много технологий, которые весьма впечатляют своими эффектами. Человек с помощью науки и техники значительно расширил свои возможности». Однако из того, что наука позволяет нам управлять действительностью не следует того, что наука верно описывает саму реальность. Это подтверждается тем, что в науке часто одна теория сменяет другую, причем иногда коренным образом. И ни в одном из направлений науки мы не можем быть уверены, что достигли истины «в последней инстанции».
Кроме указанных вопросов в беседе было затронуто много и других интересных тем, связанных уже с современным состоянием науки, которое отличается плюрализмом мнений. Среди современных ученых есть и такие, которые вполне уверены, что первоосновой бытия выступает именно информация ("it from bit"). Другие уверены в существовании бесконечного числа вселенных (хотя это не поддается чувственной проверке). Иные же начиная с материалистических представлений о том, что все в мире (в том числе и человеческое сознание) может быть смоделировано на компьютере приходят к идее о том, что вся наша цивилизация - продукт более высших существ и всерьез занимаются поиском «багов» в нашей реальности. Именно в этом и заключается парадокс современной науки, что, отказавшись от понятий метафизики, она опять возвращается к ним, только на новом витке своего развития. И скорее всего этом можно объяснить тем, что делают науку живые люди. А в живом человеке неистребимой является жажда не просто внешнего описания явления, но постижение его внутреннего смысла.
Совет молодых ученых выражает игумену Ермогену свою благодарность и надеется на новые интересные встречи.